|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 2-я
26 декабря 1911 г.
Днесь благодать Святаго Духа нас собра.


О чем побеседовать с вами? За множеством дет я совсем не готовился, что Господь пошлет, то и скажу вам на пользу, как и раньше бывало: сначала не знаешь, о чем будешь говорить, а потом, с помощью Божией, начинается беседа, разрастается и захватывает все большие и большие области, так что и кончать не хочется.
О чем же будем беседовать? Главная тема моих бесед всегда одна и та же – это как получить спасение. Вот тема старая, но притом вечно новая.
Как же достичь спасения? Господь говорит: «Соблюди заповеди». Но для плотского человека они кажутся тяжкими, неудобовыполнимыми. Впрочем, чтобы соблюдать их, не требуется кончать курс каких-либо наук, нужно следовать только гласу православной Церкви. Ученость без Бога ничего не стоит, и даже талант, не направленный на угождение Божие, не имеет никакой цены.
Например, Лермонтов был образованным и необычайно талантливым человеком, но не сумел воспользоваться своим талантом, как должно: не возлюбил Бога, не следовал Его учению, и душа его сошла во ад на вечные муки – талант не принес ему никакой пользы. А какая-нибудь старушенька неграмотная жила тихонько, никого не обижала, прощала обиды, посещала храм Божий, перед кончиной исповедалась у своего батюшки, причастилась Св. Таин – и душа ее с миром отошла в небесные обители. Господь не на образованность смотрит, а на чистоту души. А между тем, наш великий поэт имел исключительный дар Божий, благодаря которому мог бы легко очистить свое сердце и сделаться даже святым, но он не пожелал сего и погиб.
У нас в скиту не так давно скончался иеромонах Даниил, в миру известный художник Болотов . Он учился вместе с Репиным, и даже профессора находили Болотова более талантливым. Репин получил громкую известность, за портреты он брал тысяч десять, приобрел большой капитал, а Болотов не удовлетворился мирскою жизнью. Его высокая душа рвалась к свету, к истине, жаждала иной, лучшей жизни; бросил он все и пришел к нам в Скит, где и достиг мира душевного. Любовь к художеству жила в нем и в монастыре: он писал картины и портреты. Из последних особенно замечателен портрет о.Анатолия. У этого Старца, когда он задумывался, было особенно созерцательное выражение лица, и это-то выражение уловил Болотов на своем портрете. После его смерти остались некоторые картины и наброски, которые я почти все уже раздал. Вот, талант приблизил этого человека к Богу.
Из людей даровитых, всесторонне образованных и в то же время глубоко и искренне верующих в Бога и любящих его, замечателен еще наш скитский инок Карл Зедергольм, в монашестве отец Климент . Он окончил высшее учебное заведение, был знатоком иностранных языков, чем был очень полезен нам, так как перевел многие святоотеческие книги с греческого на русский, например, «Лествицу» и т.д. Зедергольм принял Православие и, всей душой убедившись в истинности его, уговаривал и отца своего принять его, но тот написал ему в ответ на его увещания: «Сын мой, я верю, что Православие действительно истинно, но мне стыдно принять его. Меня считают за великого богослова, я всегда, как пастор, стоял за лютеранство, доказывал его истинность – и вдруг сам приму православие, нет, это невозможно» . Из-за тщеславие не перешел на сторону истины. Отец Климент очень сокрушался об этом. Сам он много писал в защиту Православия, и в его словах слышалась всегда искренняя, горячая убежденность. Верим, что упокоил его господь в Царстве Своем, и он теперь в сонме святых взывает: Свят, Свят, Свят!
Есть три состояния души: горячности, тепловатости и холодности. Горячий человек пламенеет любовию к Богу и исполняет его закон, как потребность своей души. Противоположное состояние – это холодность, когда религиозные вопросы не дороги человеку, он к ним глубоко равнодушен. Он и в церковь-то ходит раз в месяц, и постановления ее не спешит исполнять, но случается, что такой человек, услышав призыв Господень, вдруг загорится и твердыми стопами пойдет по пути добра. Тепловатый человек находится в самом опасном состоянии: он и в церковь часто ходит, и говеет, и, пожалуй, милостыню дает, а потому находит, что все у него благополучно, что он лучше многих, и это губит его. Господь сказал: изблевати тя имам из уст Моих  (Откр. 3, 16). Сохрани нас, Боже, от такого состояния.
Все мы грешны перед Богом, все бываем по временам холодны и равнодушны к Нему, а между тем, для получения спасения необходимо следовать за Господом. Но для того, чтобы идти за Ним, необходимо иметь руководителя, так как без него можешь и узнать, что приятно Богу и что нет.
Некоторые полагают, что все спасение во внешних подвигам, а об очищении души не думают, а это-то и есть самое главное. Одна, например, высокопоставленная дама  осуждает и громит Оптину за что, спросите? – «А как же, – говорит она своей приятельнице, – была я в церкви, и иеромонах в проповеди два раза употребил слово «женщина», как это можно? В монастыре? Да они должны это слово позабыть. Затем была у о.Варсонофия, и также там не понравилось, у него такая роскошь! (У меня-то роскошь?) В моленной, на видном месте большая картина Ангела, а рядом с ним, представьте, опять женщина!» Ей возразили: «Да ведь на картине рядом с ангелом, верно, изображена святая?» – «Все равно, не годится. Затем, и сам Старец одет вполне прилично, я представляла себе его другим». Оказывается, она хотела видеть Старца во вретище, с всклоченными волосами, и разочаровалась. Но все наши Старцы одевались опрятно и не ходили в изорванных рясах. Например, батюшка о.Амвровий был великий Старец, совершал предивные чудеса, мог даже мертвых воскрешать, но одевался он всегда прилично: летом – в совершенно чистый белый балахончик и полумантию, зимой – в черную рясу, тоже приличную. Ведь не одежда спасает, а чистота души. И Господу угождать надо умеючи, а то будет неразумная ревность.
К батюшке о.Амвросию однажды пришел 17-летний юноша и стал проситься, чтобы его взяли в Скит.
– Что же вы станете здесь делать, – спросил Старец, – вы так еще молоды.
– Что я хочу делать? А вот: спать на гвоздях, наложить на себя самый строгий пост.
– Еще?
– Надеть вериги.
– Еще что?
– Отдать себя в полное послушание вам, делайте со мной, что хотите.
– Вот видите, – сказал отец Амвросий, – все подвиги, которые вы перечислили, не имеют значения без любви к Богу, а вы Его любите?
– Конечно, люблю!
– Хорошо, вы все Его заповеди исполняете?
– То есть, может быть, и не все, но большинство.
Стали перебирать, оказалось, что ни одной заповеди как следует не исполняет.
– Так вот, – заключил батюшка, – подвиги внешние вы пока оставьте, – и взял его в Скит.
Впрочем, в Скиту он не ужился, – через несколько лет ушел в Москву, где его сделали игуменом и заведующим патриаршей ризницей. Скоро он и здесь соскучился; начал думать о вторичном переходе в Оптину, но не успел этого сделать, смерть помешала ему.
Я знал одного человека, на которого о.Амвросий произвел такое сильное впечатление, что, вернувшись из Оптиной, он написал стихи  в честь его:
Блажен, кто, путь свершая тесный,
Кумирам тленным не служил,
В чьем чистом сердце Царь Небесный
Себе обитель сотворил.
Действительно, в сердце о.Амвросия обитал Христос, Который никогда с ним не разлучался.


Блажен, кто страсти победил
И чужд был суетных стремлений,
Кто средь житейских треволнений
Свой крест безропотно носил,
И был утешитель скорбящим,
И перед миром, в зле лежащем,
Как раб, колен не преклонил!


Эти слова вполне подходят к о,Амвросию, истинно победил он страсти и был безропотным крестоносцем до гроба, утешителем и помощником всех, кто нуждался в его помощи.


Кто чужд был злобы и гордыни,
Смиренномудрие стяжал,
И вечной жизни и святыни,
И высших подвигов искал,
Как светоносной благостыни;
Кто всей душой своей сознал
Тщету и ложь плотской отрады,
И, невзирая на преграды
И обольщенья темных сил,
Как странник и пришелец жил
Средь слепотствующего мира,
Чуждался жизненного пира
И тучных брашен не вкусил.


Да, гордость и злоба были чужды Старцу, исполненному глубокого смирения и безконечной любви, плотские удовольствия были ему неизвестны, и он мог сказать с апостолом Павлом: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14).


Блажен, кто с юности презрел
Сей мир и суетный и ложный
С его гордынею тревожной
И всей пустыней его дел;
Кто к Богу ревностью горел
И жаждал вечного спасенья;
Не ведал злобы и сомненья,
И под покровом вышних сил,
И полный светлых упований,
Без малодушных колебаний,
В обитель иноком вступил!


Батюшка Амвросий рано оставил мир и юношей вступил в монастырь, где и дожил до своей смерти, повторяя всегда, несмотря на все скорби и лишения:

«Монашество – это блаженство».
Блажен, кто веру сохранил
В свое высокое призванье!
Кому за подвиг в воздаянье
Всевышний быть определил
Начатком будущих созданий,
И как наследнику небес,
Послал дар веденья высокий
Своей премудрости глубокой,
Своих таинственных чудес!


Покойный батюшка отличался высоким даром прозорливости, приводил в изумление всех знавших его. Еще здесь, на земле, он был небесным человеком, но мы не можем и вообразить себе, какая высокая награда ожидает его за гробом: «Не у явись, что будем», – говорит апостол.


Блажен, кто среди бед и зол
Соблюл евангельский глагол;
И плоть распял с ее страстями,
И свергнул беззаконий гнет,
И к Свету вечному идет
Непреткновенными шагами;
И чуждый дольней суеты
Стремится в вечную обитель, –
Обитель вечной красоты,
Где в славе царствует Спаситель
С Отцом и Духом, и пред Ними
Поют немолчно Херувимы,
И с ними лики горних сил
Невечереющих светил!


Всю свою жизнь готовился о. Амвросий к горнему Иерусалиму, в Царство святой Троицы, и верим, что ныне достиг он желаемой цели, вошел в безмятежную пристань. Во всем стихотворении нет ни слова преувеличения, истинно таков был наш великий Старец.
Когда я снова приехал в Оптину, то спросил у батюшки Амвросия:
– Простите, батюшка, я написал вам стихи и переслал их по почте, вы их получили?
Отец Амвросий, по своему смирению не желая признать, что там все к нему относится, отвечал уклончиво:
– Какие стихи? Они у вас с собою?
– Нет, их нет при мне.
– Да, их при вас нет, – ответил многозначительно Старец.
Я сначала не понял его, и только впоследствии вполне уразумел значение этих слов .
Велика была мудрость Старца! Отличался он и необычайным милосердием, на нем исполнились слова Писания: «ука дающего не оскудеет. В столе у батюшки всегда лежали разного рода кредитные бумажки, которые он, перекрестясь, вынимал для бедных, какая попадется, видя в этом указание Божие. Несмотря на то, что раздавал от милостыню щедрою рукою, приток пожертвований не оскудевал. Отец Амвросий основал 8 монастырей, – последний Шамординский, – также миллионное дело.
Однажды приходит к батюшке бедная женщина:
– Родименький, помоги, муж-то умер, я одна осталась. Была у меня коровушка, так оно подохла; еще у меня пятеро детей.
– Ну, а избушка-то есть?
– Есть, родименький, только она вся поразвалилась, ты бы мне, родименький, троечку дал.
– а ты правду говоришь? – спрашивает Старец, который, впрочем, по дару Божию, сам знал, что крестьянка говорит правду.
– Да с чего же я тебе буду врать, родименький, истинная правда.
Старец, перекрестясь, достал бумажку, оказалась сторублевая.
– Ну вот тебе, смотри, какая она?
– Да не знаю, родименький, я таких не видывала.
– Это 100 рублей. Ты просила троечку, а здесь много троечек, сходи в казначейство, там тебе разменяют. Да заверни в платок, а то потеряешь.
Крестьянка вынимает грязную тряпицу.
– Ну, нет, так нельзя.
Батюшка дает ей платок, завертывает деньги со словами:
– Теперь иди, раба Божия, с миром.
Та ему в ноги:
– Спаси тебя, Господи!
Среди добродетелей отца Амвросия замечателен дар молитвы. Его молитва имела великую силу, отверзающую самое небо.
Любил батюшка церковную службу, и не только любил, но и наслаждался ею, так как глубоко понимал ее.
А отчего многие скучают в церкви? Оттого, что не понимают службы. Одна молоденькая барышня, увлекавшаяся Шекспиром, дала однажды почитать своей горничной, думая доставить ей удовольствие, но эта последняя нашла, что Шекспир – скучнейшая книга, и, прочтя страничку – другую, вернула ее обратно барышне. Отчего такие художественные произведения, как Шекспир, возбудили скуку у горничной? Оттого, что она его не понимала, следовательно, и оценить не могла.
И многие люди, не понимая богослужения, главным образом Всенощной, скучают в церкви и ждут не дождутся, когда она кончится. Чтобы наслаждаться богослужением, надо его понимать, а для этого хорошо хотя более трудное для понимания, например, канон, прочитывать перед службой дома. Я знал одного высокопоставленного человека, который обыкновенно перед церковным богослужением собирал всю семью, читал и объяснял им канон, кафизмы, те молитвы, которые поются за Всенощной, и все слушавшие его стояли затем в церкви с большим внимание, и служба проходила незаметно. Старайтесь и вы вникать в богослужение Православной Церкви, и оно откроет вам источник такого утешения, что вы с радостью будете спешить в храм Божий. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 121, 10), – сказал Давид, то скажете тогда и вы, отправляясь в церковь.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .